Рабочая встреча начальника Главгосэкспертизы России Игоря Манылова и генерального директора – председателя правления ОАО «Российские железные дороги» Олега Белозёрова состоялась в Москве. Стороны обсудили вопросы улучшения качества проектной документации, оптимизации сроков прохождения экспертизы и повышения эффективности строительного и инвестиционного процессов.

Игорь Манылов подчеркнул, что цель работы института строительной экспертизы – повышение эффективности всей отрасли. «Используя в своей работе новейшие информационные технологии и совершенствуя стандарты и методики нашей работы, мы рассчитываем изменить к лучшему не только взаимодействие с заявителями и проведение экспертизы как таковые, но и саму систему проектирования и строительства и, как следствие, инвестиционный процесс. При этом в современных условиях с учетом опыта, что уже накоплен экспертизой и отраслью в целом, оптимальным представляется переход к двухэтапному проектированию, позволяющий выявить возможные ошибки и аварийно-опасные решения в проектной документации на этапе ее подготовки, до захода на экспертизу. Главные зоны ответственности экспертов остаются прежними: безопасность и надежность возводимых объектов, предотвращение ущерба окружающей среде в процессе возведения и эксплуатации объектов, обеспечение эффективности инвестиций в капитальные вложения. Именно поэтому ключевым направлением работы сегодня становится совершенствование механизма принятия решений о направлении инвестиций».

Оптимизация сроков прохождения экспертизы и повышение качества проектной документации позволят ОАО «РЖД» повысить эффективность инвестиционной деятельности, учитывая, что объем ежегодных капитальных вложений компании растет.

«Такого объема капитальных вложений у нас прежде не было. Если в 2017 году размер инвестиционной программы РЖД составлял менее 500 миллиардов рублей, то в 2018 он превысит 540 миллиардов. Мы видим большие перспективы в части развития инфраструктуры и сокращение сроков рассмотрения проектной документации даст значительную результативность, что является значимым фактором для РЖД», - отметил Олег Белозёров.

Ключевые инфраструктурные проекты, реализуемые ОАО «РЖД», связаны с выполнением поручений Президента и Правительства Российской Федерации. В 2018 году в инвестиционную программу компании включены проекты модернизации БАМа и Транссиба, развития Московского транспортного узла, обновления и развития инфраструктуры на подходах к портам Северо-Западного и Азово-Черноморского бассейнов, включая обход Краснодарского узла и реконструкцию железных дорог Таманского полуострова, а также строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Казань. Кроме того, компания планирует приступить к усилению железнодорожной инфраструктуры на Северной и Свердловской железных дорогах для пропуска дополнительного грузопотока в рамках проекта по созданию Северного железнодорожного широтного хода. Многие из этих проектов уже рассматриваются экспертами Главгосэкспертизы России или поступят на рассмотрение в ближайшее время.

В настоящее время экспертиза проводится на той стадии инвестиционного цикла, когда проект подготовлен, параметры инвестиционного решения и будущего объекта определены, профессиональная экспертная оценка исходных данных, используемых проектировщиками, и задание на проектирование не оцениваются, а ошибки и просчеты, обнаруженные экспертизой и требующие исправления, означают потерю значительного количества времени и ресурсов, при этом, если финансирование объекта осуществляется за государственный счет, может произойти и заморозка выделенных из бюджета средств. Что, по существу, влечет за собой невозможность реализации проекта в соответствии с инвестиционным решением. «Сервис предэкспертизы, новый проект Главгосэкспертизы России, позволит проводить коррекцию проекта с наименьшими потерями времени, сил и материальных ресурсов, то есть сделать огромный шаг в сторону более эффективной экономики строительства», - заявил руководитель Главгосэкспертизы России.

Участники совещания договорились активизировать взаимодействие на ранних этапах проектов, для тестирования предэкспертизы будут рассмотрены несколько проектов ОАО «РЖД».